пн-пт 10:00 - 20:00
сб 10:00 - 18:00
Москва, Нижний Кисельный переулок 3,
строение 2
многоканальный
Декабрь 17, 2019
Гарантийные сроки на медицинские услуги
При покупке бытовой техники мы получаем в качестве гарантийного срока определенный временной период, в течение которого сервисный центр обязуется бесплатно осуществлять ремонт и обслуживание, а при необходимости и замену товара. Насколько применимо понятие «гарантийный срок» к медицинским услугам? Ведь, обращаясь за медицинскими услугами, мы так же хотим быть уверенными в том, что эффективный результат лечения сохранится на протяжении длительного времени.
Что такое медицинская услуга
Прежде всего необходимо определиться с регулированием сферы оказания медицинских услуг в российском законодательстве.
Согласно Письму Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 8 мая 2009 года № 2056/26-и, под медицинскими услугами следует понимать комплекс мер, имеющих в качестве своего направления профилактику, диагностику и лечение различных заболеваний, а также такие услуги должны иметь конечный результат и определенную стоимость. Кроме того Федеральный Закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ включает в перечень и медицинскую реабилитацию.

Согласно действующему отечественному законодательству медицинские услуги оказываются на основании договора возмездного оказания услуг (пункт 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отличительной особенностью данного вида договора является отсутствие такого существенного условия договора, как результат. Данная позиция законодателя не только находит отражение в действующих нормах, но также неоднократно была подтверждена практикой различных судебных инстанций.
Простыми словами, врач обязан оказать медицинскую услугу, которую оплатил пациент, но не несет за ее результат никакой ответственности, равно, к примеру, как преподаватель не несет ответственности за отложившиеся в голове студента знания после курса лекций в ВУЗе.

То есть, по договору возмездного оказания услуг, когда речь идет именно о медицинских услугах, стороны должны прийти к согласию только по перечню конкретных мероприятий по профилактике, диагностике или лечению заболевания, а также по стоимости услуг. Однако вопрос о том, насколько эффективным будет результат оказания таких услуг для конкретного пациента, остается неурегулированным.
Гарантия и гарантийный срок
Правила гарантии распространяются на медицинские услуги, если в договоре возмездного оказания услуг результат характеризуется как материальный или овеществленный. В таком случае применяется гарантия качества работ, и определяются сроки, в которые безвозмездно должен быть устранен обнаруженный изъян или недостаток на основании норм, регулирующих гражданско-правовой договор подряда.

Овеществленным (материальным) результатом может быть, к примеру, зубная пломба, зубной протез или любой другой медицинский протез. Другими словами, стоматолог, установивший зубной протез пациенту несет ответственность не только за оказание данной медицинской услуги, но также за качество и сохранность самого протеза, как результата таковой услуги. Врач в данном случае ответственен за то, что установленный зубной протез в течение гарантийного срока будет служить по прямому назначению и не будет деформирован, разрушен, смещен или поврежден (за исключением случаев, возникших по вине самого пациента).


По российскому законодательству, такой разумный срок для обнаружения недостатков не может превышать 2 лет с момента получения результата медицинской услуги.
Такой гарантийный срок может быть согласован сторонами в содержании договора возмездного оказания услуг. В то же время, отечественным законодательством предусмотрены специально закрепленные гарантийные сроки для овеществленных результатов медицинских услуг. К примеру, гарантийный срок на зубной протез составляет 1 год.

В противном случае, если гарантийный срок не был согласован сторонами в договоре и не нашел отражения в законодательных нормах, применяются гражданско-правовые положения о разумном сроке. При разрешении спора между сторонами суд руководствуется аналогичными сроками, установленными законодательными нормами, с учетом совокупности всех обстоятельств конкретного дела.
Права пациента
В Действие Закона «О защите прав потребителей» в равной степени распространено и на пациентов, получающих разовые возмездные медицинские услуги, и на участников программ добровольного и обязательного медицинского страхования. В случае обнаружения изъяна или недостатка в течение гарантийного срока пациент вправе получить от учреждения:
1
устранение выявленного недостатка на бесплатной основе;
2
равного возмещения части стоимости оказанной медицинской услуги;
3
бесплатной замены овеществленного результата медицинской услуги аналогичным результатом без недостатков;
4
полного возмещения расходов, которые пациент понес в результате самостоятельного устранения обнаруженного недостатка или обращения к сторонним лицам для устранения такого изъяна.
Также пациент имеет право потребовать не только возмещения убытков и понесенного морального вреда, но и обратиться в суд за неустойкой и штрафом в том случае, если его законные требования не будут удовлетворены в положенный срок.
Анализ законодательных положений позволяет сделать смелый, однако, удручающий вывод о том, что гарантийные сроки на медицинские услуги — весьма неоднозначное понятие. Обязательным условием для установления такого срока должен быть итоговый материальный результат оказания медицинской услуги, на который и будет распространяться гарантийный срок.
Получите оценку перспектив Вашего дела БЕСПЛАТНО
Введите Ваши контакты и мы назначим время бесплатной консультации
Не теряйте время и деньги на консультации с адвокатами и юристами, не специализирующимися на медицинских спорах!

Нажимая на кнопку, Вы выражаете согласие в отношении политики обработки персональных данных.